Программа ТВС обо всех звездах – одна из самых профессиональных на сегодняшнем телевидении. «Публичных людей» отличают не только мастерские тексты и умная камера, но и беспрецедентная смелость в отношении к своим героям.
Популярные персонажи для сегодняшнего ТВ – фигуры неприкасаемые. Поп-звезды и другие народные любимцы в царстве рекламного чистогана и торжества корыстного рейтинга не могут быть задеты не то что критикой, а даже бледной иронической тенью. Народ любит Пугачеву, Галкина и Лолиту, а тот, кто их не любит, тот не народ, а враг народа.
Поп-политики, поп-певуньи, актеры и актрисы, узнаваемые хотя бы в лицо, и прочие, даже не успевшие толком взойти звезды табунами кочуют из одной программы в ей подобную. Зритель даже начинает подозревать, что его держат за тугодумного второгодника и заставляют повторять пройденное. Телевидение, пожирающее знаменитостей в огромных количествах, начало ими давиться.
Пример. Симпатичная актриса – героиня «Норд-Оста» и «Бригады» – Екатерина Гусева в минувшую среду появилась в «Без протокола», а в четверг – в «Ночном полете». Ничего нового в ее жизни в краткий промежуток между эфирами произойти не могло, отчего выпуск передачи канала «Культура» можно было посчитать повтором передачи ТВС, различались они только количеством ведущих.
Так что «Публичные люди», выходящие несколько раз в неделю и в каждом выпуске рассказывающие не меньше чем о трех отечественных и зарубежных героях, казалось бы, обречены быть передачей повторного показа. Но авторы программы пошли другим – опасным, но перспективным путем.
О своих героях с виду добродушный ведущий Сергей Майоров и его коллеги рассказывают вызывающе без пафоса. Даже о победителях «ТЭФИ» – священного для каждого телевизионщика мероприятия. Для чего выбран удобный формат – журналистский комментарий (не ленивый, хорошо прописанный) плюс «прямая речь» знаменитостей (обычно в минуты наивысшего восхищения собой) плюс камера, выбирающая очень острые ракурсы (Николая Баскова, игриво задирающего пухлые ножки в спортзале, показывали давно, а не забывается). В результате образуется сюжет, в котором журналист и его герой вместе на экране не появляются, отчего и не кажутся повязанными узами неизбежной взаимной вежливости, и не перебивают друг друга, как в программах прямого эфира. Глупые люди выглядят в программе смешно, умные – достойно.
Бывает, конечно, журналистов «Публичных людей» одолевает безоглядная отвага, и они произносят нечто непозволительное. Например, что диск группы «Ленинград», найденный у младшего брата журналиста, выбросили в помойку. «Ленинград» и лидер его Шнуров – не «Аншлаг» и любимы не всем народом, но и их обижать нельзя, потому что не принято в наше время просвещенному человеку обижать матершинника. Или вдруг выведут на экран свежего, не засвеченного до дыр персонажа и аргументируют ввод тем, что живет на свете много занятных людей, не все же одну попсу показывать, которая и говорить-то не умеет, да и нечего ей сказать.
Это, конечно, не полное сотрясение телеоснов, каковыми можно было бы считать наблюдение, что своим голосом Галкин поет плохо, а у Пугачевой юбка опять длинна не по годам (это только дома на кухне обсуждать допустимо), но все же некоторое легкое фрондерство, фига в кармане, мелкое, еще не подсудное, но уже диссидентство.
Но такая вот острота придает программам вкус, красит нашу пресную теледействительность, как политический анекдот в брежневский застой. Злословие ведь привлекает и социально примиряет. Каждый обозреватель светской жизни (а «Публичные, люди» и есть обозрение светской жизни) должен быть злоязычным, тогда он близок зрителю. Усталый зритель коротает жизнь в своем постылом доме в тапочках перед ящиком, и требовать от него вечного восхищения вечно молодыми знаменитостями в декольте и смокингах – значит всуе подвергать испытанию его добродетели. Даже на солнце, говорят, есть пятна, и оно иногда утомляет. Даже червонец нравится не всем – некоторые предпочитают пятисотевровую бумажку. Так что и на попку Дженнифер Лопес найдутся критики.
Авторы «Публичных людей» это понимают и осторожно выстраивают на этом понимании свой рейтинг. Телевидение само себя загнало в тупик, ему и искать пути выхода из него.
Известия, февраль 2003г.