Сергей Майоров - «Какие женщины - такие и мужчины»
- Сергей, как удается показать известных людей с неожиданной для зрителя стороны?
Сергей Майоров - Мы работаем на Первом развлекательном канале. Занимаясь так называемой светской журналистикой, мы рассказываем о людях и не делаем однозначных выводов. Просто снимаем фильмы, основываясь на истории человека.
Когда мы говорим о тяжелых драматических моментах чьей-то биографии, то делаем это не ради сенсаций, а чтобы показать: жизнь состоит не только из одних удач, любое творчество без потерь и утрат - не творчество. Нам интереснее человек с биографией, с драмой в жизни. Знаете, у Карела Чапека есть пьеса «Средство Макропулоса». Там героиня Эмилия Марти, живущая 300 лет не старея, говорит 18-летней актрисе: «Не плакала, не хоронила - откуда взяться красоте?» Убедительным человек может быть только тогда,когда он какие-то эпизоды, события, часть своей жизни прочувствовал.
- Как-то вы сказали, что делаете программу «Истории в деталях» прежде всего для себя, а не для зрителя. Прозвучало немного эгоистично...
Сергей Майоров - Ни я, ни шеф-редакторы программы Иван Коновальцев и Татьяна Николаева не можем рассказывать в эфире о том, что нас самих не тронуло. Мы сделали историю, потому что она нас захватила, то есть мы сделали ее для себя - и зритель принял ее на «ура», получил от нее удовольствие.
Когда мы первыми в нашей стране рассказали про Сезарию Эвору, мы сами эту историю прочувствовали. Кто бы там ни делал после репортажи о ней - для нас это было уже не то ощущение. Мы были первые - и, нас распирало от гордости открытия потрясающей певицы! К четырехлетию выхода программы «Истории в деталях» на СТС я получил в подарок от нашего главного выпускающего Евгении Аксеновой новый диск Сезарии Эворы. Она написала в поздравлении: «Вы подарили мне эту певицу, с тех пор она стала моей самой любимой. Хочу с Вами поделиться ответной радостью!»
Если моя мама знает, кто такой Диззи Гиллеспи, потому что ей понравился сюжет и она купила диск - это лучший комплимент. Если мы рассказали всей стране про Светлану Сорокину не так, как все, и многие женщины последовали ее примеру (во всяком случае, две мои знакомые усыновили детей), я считаю, что мы достигли отличного результата. Но мы рассказали об этом человеке, потому что она нас восхитила, потому что мы влюблены в нее. Мы хотели, чтобы еще больше людей присоединились к нам.
- Попадались, наверное, и «трудные» герои?
Сергей Майоров - Есть герои, которым есть что рассказать, но есть и такие, кто появляется на телевидении лишь ради собственного промоушена по принципу «Мелькай чаще - больше денег». Когда мы либо отрабатываем информационный повод, либо устали, либо что-то не ладится, либо герой достался непростой - получается, что вся история носит несколько формальный характер. «Истории в деталях» тоже не всегда стабильны: и у нас бывают абсолютно «проходные» материалы. Но не будь их, не было бы и шедевров.
Когда мы делаем «проходной» материал, то понимаем, что оценка у него «никакая»: и в Интернете его не пообсуждают, и родственники не вспомнят. Прошло и прошло. Тем не менее, мы все время заставляем себя - даже сильно уставая, будучи раздраженными, впадая в депрессию от того, что полгода нет солнца в этом городе, - мы всегда работаем на сопротивление, мы пытаемся найти тех, кто нас удивит.
- Сергей, ваши собственные сюжеты чаще всего посвящены западному джазу. Вы увлекаетесь этим музыкальным направлением?
Сергей Майоров - Да, я очень люблю джазовую музыку. Мне кажется, она самая романтичная. А я в душе большой романтик. Я рос в музыкальной семье, в доме всегда были западные записи.
Джазовая музыка не депрессивна. От нее хочется жить. Мне приятно, что наш продюсер Максим Тимошин, закончивший Гнесинку, саксофонист, разделяет мои вкусы, и Иван Коновальцев - сын знаменитого джазового музыканта, тоже делает изумительные истории о джазе.
Я вообще люблю жить «в стиле джаз». Мне нравится приезжать в аэропорт чуть раньше, и я не отношусь к прохождению формальных процедур - таможенному досмотру, регистрации болезненно. Напротив, я от этого ловлю кайф. Жизнь аэропорта положить на джаз -согласитесь, в этом есть какая-то романтика.
А разве не джазовая музыка рождается в сознании, когда ты летишь над облаками в красивом салоне, пьешь вино и ешь орешки? А когда оказываешься во фьордах Норвегии вечером на большом белом теплоходе, на тебе льняные штаны и пиджак, хочется взять бокал красного вина, выйти на палубу - абсолютно джазовое ощущение. Никакой другой музыки, кроме джазовой, у меня в этот момент в голове не рождается. А летнее кафе в Москве? Это ведь тоже настроение «в стиле джаз». У меня, например, прогулка по Москве не ассоциируется с песнями Татьяны Овсиенко или группы «Звери». На мой взгляд, когда у тебя романтическое настроение, хочется любви, музыки и поэзии - так или иначе ты все равно поставишь Луи Армстронга или Эллу Фицджеральд.
- Похоже, вы и одеваетесь тоже «в стиле джаз»?
Сергей Майоров - Мне очень нравятся смокинги, фраки, белые штаны и синие клубные пиджаки - в этом что-то есть. Я не знаю, откуда это во мне. Может быть, в прошлой жизни я что-то делал «в стиле джаз». Мне кажется это необычайно романтичным. К тому же любой клубный пиджак или смокинг будет смотреться всегда элегантно даже на толстом человеке.
В жизни я добрый, толстый, веселый человек, способный надеть и короткие шорты, и желтые ботинки, и сделать прическу а-ля Дима Билан. И надеть рубашку с жуками для меня не проблема.
А на женщинах мне нравятся длинные вечерние платья, декольте, красивые украшения. Не джинсы свисающие и не топы с вываливающейся грудью - нет, я люблю на женщинах классические строгие костюмы с небольшими вариациями, когда, например, чуть больше, чем на одну пуговичку, расстегнута блузка.
- Какими были впечатления вашего детства?
Сергей Майоров - Не могу сказать, что у меня было самое счастливое детство. Моя мама работала на двух работах и училась в институте, поэтому вынуждена была отдать меня в ясли. У нас была обыкновенная советская семья. Летом мама возила нас с братом на юг, поскольку я был болезненным ребенком. А юг - это же для детей большое искушение. Мама говорила: «Всё у вас будет, только давайте договоримся не пищать». Она из нас таких маленьких мужчин растила. И мы понимали, что если у нас сегодня мороженое, то в один день мороженого, аттракционов, кино и экскурсий быть не может. Все было в детстве, но удовольствия были дозированы. Чтобы отвезти нас на юг, маме приходилось нелегко. Мы знали, что деньги на деревьях не растут. Вспоминаю, как в детстве отчим наступил на мою машинку и прошел мимо, даже не заметив. А для меня, ребенка, это было страшной трагедией.
Помню, моя тетя Наталья Алексеевна впервые повела меня в театр. Это был спектакль по пьесе Константина Симонова «Русские люди». Она сама безумно любила театр и хотела стать актрисой. Весь спектакль я переживал и плакал. Очень взрослая пьеса, а мне было шесть лет. Когда главную героиню убивают, она падает, а я сижу в первом ряду и для меня актеры - боги, вдруг вижу: на сапоге героя написано «Артист Потапов». И во мне тогда произошло какое-то превращение. Я понял, что актеры меня увлекли, но понял и то, что существует два мира: вот они одни люди, а вот - другие. Желание быть разным, наверное, появилось у меня с тех пор. Ощущение театра досталось мне от тети Наташи.
Однажды школьником я оказался в гримерке, за кулисами, и видел там старые афиши. Мне захотелось сделать дома такую же инсталляцию: у окна, где стоял мой письменный стол, весь угол был заклеен театральными программками. Мне представлялось, что я не просто делаю уроки, а что я актер, окно - это зеркало, а программки - старые афиши. Когда отчиму захотелось их сорвать, в наших отношениях образовалась еще одна трещина. Поэтому сейчас мы с ним не общаемся.
Желание раскрасить жизнь у меня с детства. Я и сейчас что-то себе придумываю и к этому стремлюсь. Мною движут мои фантазии. Это свойственно многим. Просто кто-то в себе это подавляет, а кто-то развивает.
- Вы считаете себя красивым человеком?
Сергей Майоров - Я думаю, что для мужчины 38 лет у меня лицо вполне нормальное: люди в 20 порой выглядят старше. Мне никто не дает моего возраста. Приятно. Но я ничего особенного для этого не делаю, спасибо папе и маме.
У меня есть другая особенность: я толстый. Сколько бы ни пытался худеть (ходил к тем же диетологам, что и Андрей Малахов), но у меня не получается, и я очень по этому поводу комплексую. Потому что, когда оказываюсь на светской тусовке и вижу, например, стройного Ваню Урганта в модном костюме или Андрюшу Малахова с его идеальной фигурой, мне становится неловко. Но едва начинаю общаться, идет поток эмоций, рассказов, впечатлений - и через минуту никто не обращает внимания, толстый я или худой - все принимают меня таким, какой есть. Для меня вообще очень трудно определить, что такое красота. Я всегда любил людей безумно харизматичных. И окружаю себя теми, на кого мне приятно смотреть: в моей команде есть и худые, и полные, и высокие, и маленькие, и светленькие, и темненькие... С кем мне комфортно, и, надеюсь, им комфортно со мной, во всяком случае мои несовершенства их не смущают. Может, чтобы не сильно погружаться в этот агрессивный мир, нужно придумать свой - и всё!
- Красота все-таки очень субъективная штука.
Сергей Майоров - Я, например, считаю, что ничего страшного нет в том, что мы показываем крупно глаза немолодых женщин. о Кто-то возмутится: «Как вы можете показывать глаза женщин в морщинах?» А знаете, женщины с морщинами намного сексуальнее, чем молодые с натянутой кожей. У каждой морщинки есть своя история.
- Почему же многие актрисы делают пластику?
Сергей Майоров - Вы видели подтяжки на лице Софи Лорен? Фантастически сексуальная красивая женщина. Я не заметил подтяжек и на лице Фанни Ардан. Когда я увидел эту женщину, то буквально размазался, почувствовал себя ничтожеством. Ей ведь далеко не двадцать, и жизнь прожила - дай бог каждому такую. И при этом чертовски выразительна. Нет подтяжВы видели подтяжки на лице Софи Лорен? Фантастически сексуальная красивая женщина. Я не заметил подтяжек и на лице Фанни Ардан. Когда я увидел эту женщину, то буквально размазался, почувствовал себя ничтожеством. Ей ведь далеко не двадцать, и жизнь прожила - дай бог каждому такую. И при этом чертовски выреазительна. Нет подтяжек и у Катрин Денёв.
Я не осуждаю женщин за то, что они делают пластику: каждый решает сам для себя.
- Одна из первых программ была об актрисе Татьяне Агафоновой. Вы с ней похожи внешне. Она вам не родственница?
Сергей Майоров - Она практически как родственница. Мы с Таней знакомы с 1988 года, почти двадцать лет как мы с ней дружим. Разумеется, первые программы «Истории в деталях» были о близких, о которых все знаешь. Когда не было работы в начале 90-х, мы с Таней даже колбасу продавали. Так получилось, что мы были в городе Готня Белгородской области с представлением «Товарищ Кино», и организаторы не смогли нам заплатить. Но надо же было рассчитаться с артистами, вот они и предложили фуру с колбасой и сосисками. Мы ее пригнали в Москву, половину реализовали по магазинам. Остальную часть мы с Таней и продюсером Ольгой Каймаковой продавали сами в раздобытых белых халатах, с кухонными ножами, разделочными досками и безменами.
У нас много разных историй было с Таней. Жаль, что сейчас редко общаемся, потому что она далеко, у нее свои дела, а у меня - свои. Тем не менее, мы остаемся друзьями, держим друг друга в курсе, у кого что происходит в жизни. Когда у Тани случился инсульт, Оля привезла ее в Москву, Таня жила у меня, мы ухаживали за ней и решали все вопросы. Сейчас она здорова, у нее все хорошо. Я думаю, случись что, Таня обязательно будет рядом.
- В одном из интервью вы сказали, что после программы о Светлане Сорокиной решили усыновить ребенка. Это правда?
Сергей Майоров - У меня был очень доверительный разговор с журналистом из Самары, но он из него сделал сенсацию: «Сергей Майоров мечтает усыновить ребенка». Да, я мечтаю, но это должно произойти в тот момент, когда я до конца буду уверен, что смогу сделать ребенка счастливым. Для меня нет разницы: свой ребенок или усыновленный, потому что меня самого воспитывал отчим.
Я очень люблю детей своих друзей, и они отвечают мне взаимностью. В том интервью я сказал, что хотел бы усыновить ребенка, потому что во мне как в мужчине наступает потребность отдавать свою любовь.
Заводить детей без любви, наверное, так же преступно, как жить без любви, как изменять близкому человеку. Женщины, с которой я хотел бы встретить старость, у меня сейчас нет. Любовь во мне не реализована. Так почему бы не отдать ее ребенку, у которого нет отца? Тем не менее, есть одна большая проблема: мы живем в очень динамичном городе, у нас довольно жесткий бизнес, отвлекаться на что-то другое ты не имеешь права, иначе тебя моментально вынесет за пределы основного течения, и ты окажешься без работы. В моем возрасте быть безработным очень опасно. Мне, конечно, хочется видеть, как растут мои дети, хочется принимать участие в их жизни. Но я не могу себе сейчас это позволить, потому что я очень ответственный человек. У меня есть команда, которая во многом зависит от того, в какой я моральной и физической форме.
Я понимаю, что если люди мне доверились (слава богу, они со мной уже 5 лет), то я не могу бросить их. Поэтому я сделал для себя вывод: не буду форсировать события. Судьба все равно куда-то выведет, случится ситуация, когда я окажусь у камня и должен буду сделать выбор.
- Что вы пожелали бы нашим читательницам?
Сергей Майоров - Женщины не совсем правильно себя оценивают. Женщина мудра и априори красива. На мой взгляд, именно женщины движут миром. Я не считаю, что этот мир мужской. Почему мужчины хотят зарабатывать больше? Потому что женЖенщины не совсем правильно себя оценивают. Женщина мудра и априори красива. На мой взгляд, имено женщины движут миром. Я не считаю, что этот мир мужской. Почему мужчины хотят зарабатывать больше? Потому что женщины хотят, чтобы на них больше тратили. Не думаю, что мужчине комфортно оттого, чнто он просто сидит «на злате-серебре» и никому его не отдает. Если б не было женщин, не было бы и сильных мужчин.
Женщины ежемесячно физиологически переживают состояние стресса - критические дни. Женщины рожают, рожают больно. Женщины мучаются, вынашивая ребенка при тяжелой беременности. Мужчинам это природой не дано. Заметьте, если мужчина посадил себе занозу, у него тут же начнется истерика, что у него гангрена, что завтра ему ампутируют руку, что он на этом свете не жилец. Мужчина априори трусоват, подловат, скользок, вонюч и капризен. И всеми этими качествами его наделяет женщина. Диктатора тоже рожает женщина. Значит, что-то как-то не так складывается в его воспитании, формировании мировоззрения, раз он становится таким вот и отправляется убивать людей. И подонков рожают женщины... А есть женщины, которые этих подонков любят.
Раз женщины делают мужчин такими, значит, они могут ими управлять. И от того, как себя поведет женщина, насколько она будет деликатна, умна - зависит, будет ли она счастлива в семейной жизни.
Я хочу, чтобы женщины больше ценили себя, потому что, по большому счету, во имя женщин мужчины слагают стихи, сочиняют музыку, снимают фильмы и идут на войну.
Если придумать слоган, производный от слогана нашей программы «Какие люди - такие и истории», то получится: «Какие женщины - такие и мужчины».
Текст / Ирина Жаворонкова / «Женские секреты»