Талант по наследству

Добронравовы – удивительная семья талантливых людей. Все известны и востребованы, любимы зрителями. О том, как все начиналось – в проекте «Герои экрана. Династии»

- Сват, рубани котлетку!

- Юре нельзя, у него печень.

- Ну и шо? У меня тоже печень, - припечатывает собеседника Иван Степанович Будько в «Сватах», и все зрители улыбаются – шутка удалась… Когда-то Федор Добронравов мечтал быть клоуном, но даже в самых смелых мечтах не допускал мысли, что и он, и его сыновья станут знаменитыми актерами.

Свою карьеру Федор Добронравов начинал, работая слесарем, электриком и мебельщиком на предприятии Таганрога. В свободное время пел в местных ресторанах, показывал фокусы в цирковой студии. В 22 года со старым отцовским чемоданом, молодой женой Ириной и грудным сыном Витей поехал учиться на артиста в Воронежский институт искусств. По тем временам это был сумасшедший поступок настоящего работяги.

«Старший сын Витюшка родился, когда нам исполнилось по 21 году, - вспоминает Федор. – Поэтому сложно было относиться к нему, как к ребенку. Он стал, как говорят, «последней куклой нашей». Жили в общежитиях, на квартирах. Мы учились, а сын круглосуточно находился в яслях. Я вынужден был устроиться дворником в том же детском саду, чтобы заработать хоть какие-то деньги, кроме стипендии. Мы с Витюшкой до сих пор помним это ощущение: когда я мету двор и делаю вид, что не вижу его, не слышу как он кричит в окно: «Папочка! Это ужасно».

Свои первые главные роли Федор Добронравов сыграл в маленьком воронежском театре с символическим названием «Рубль»: билеты на спектакли продавали по рублю. А рубль в начале 90-х не стоил ничего. Актеры работали в удовольствие – публике нравилось… Понравилось и Константину Райкину, который случайно увидел спектакль театра «Рубль». Режиссер сразу же предложил Федору переехать в Москву. Добронравов принял решение быстро и, собрав чемоданы, жену и двух детей, поехал в столицу за славой. На меньшее он был не согласен!

Его старший сын Виктор до сих пор помнит первое впечатление от столицы: «Мне тогда было восемь лет. Мы переехали из Таганрога, где было мало домов и много деревьев, в Москву, где было точно наоборот – много домов, мало деревьев и очень шумно. Даже ночью был слышен гул машин. Москва казалась мне большим, пыльным, шумным и грязным городом. Но это было детское ощущение – сейчас все сглаживается».

«Сидел, как дурак, и плакал!»

После семи лет в массовке и эпизодах райкинского театра «Сатирикон» у Федора Добронравова и его детей (а к тому времени родился и младший сын – его назвали Иваном – прим. Ред.) состоялся первый всероссийский дебют на телевидении. Шел 1997-й год. Под прицел камер мужская часть семейства Добронравовых попала, участвуя в новогоднем телерозыгрыше программы «Сам себе режиссер». Долгие года Федор Викторович озвучивал за кадром всех мяукающих, гавкающих и ругающихся героев этого веселого шоу. А потом ему впервые разрешили появиться в кадре. Возможно, именно это и определило судьбу семьи Добронравовых. Один раз мелькнув в телевизоре, сыновья Федора Викторовича не смогли забыть это ощущение и твердо решили, что их путь лежит на театральные подмостки.

Но отец не приветствовал выбор детей. Когда старший Виктор заявил, что, как и папа, станет артистом, родители не разговаривали с ним целый год. «Витюшка поступил в «Щуку», после чего я долго не ходил туда, - говорит Федор-старший. – Боялся врать, не хотел лукавить и не знал, как у него там все получается. А когда я пришел на дипломный спектакль, то просто расплакался. Это счастье! Сидел, как дурак и плакал – так мне понравилось!» Вопреки всем домыслам, в их семействе талант передается по наследству.

Старший сын Виктор: первый - пошел!

Очень редко, но все таки бывают в истории ситуации, когда слава приходит сначала к сыну, а потом уж к отцу. Так произошло и в семействе Добронравовых. О сыне Викторе в прессе заговорили даже раньше, чем о его отце. Сериал «Не родись красивой» и музыкальный спектакль театра им. Вахтангова «Мадемуазель Нитуш» заставили девочек-подростков забрасывать парня любовными признаниями. Прошло совсем немного времени, и летом 2010 года продюсеры диснеевского мюзикла «Красавица и чудовище» начали активные поиски исполнителя главной роли. В открытом телекастинге приняли участие 500 претендентов. По итогам семи туров кастинга на роль чудовища был назначен Виктор Добронравов. На премьерном показе зрительный зал был переполнен. Не хватало только одного, но самого желанного гостя – папы.

Впрочем, братьям Добронравовым уже было не привыкать – ведь у отца, ставшего звездой сериала «Сваты», к этому времени выстроился свой гастрольный график. «Папу я, к сожалению, давно не видел, - вздыхает Виктор. – Он то в Казани, то на Алтае, то во Владивостоке. Все время на съемках отдувается»…

Зима 2012-го. Мероприятие по особому поводу – открытие фотовыставки Александры Торгушниковой, супруги Виктора и матери его дочки Варвары – первой внучки Федора. Но никого из родителей Виктора нет рядом: свекор Федор Добронравов – в Киеве на съемках, а свекровь Ирина опять прячется от телекамер. Однако Виктор не чувствует себя одиноким, потому что среди почетных гостей выставки – его младший брат Иван. Теперь он тоже звезда, поэтому вынужден прятаться от прессы по темным углам выставочного зала.

А теперь – младший Иван!

Ивана Добронравова зрители полюбили мгновенно, когда мальчику было всего 9 лет. Фильм Андрея Звягинцева «Возвращение» стал триумфом престижного Венецианского кинофестиваля в 2003 году. По обложкам множества журналов тогда пролетел победный кадр: маленький Иван на сцене с «Золотым Львом» в руках. Во время церемонии сын прямо со цены трогательно поблагодарил своего отца Федора за веру, любовь и поддержку – да ведь и было за что! Во время съемок папа оберегал сына каждую секунду. «Сценарий «Возвращения» оказался жестким, и мне было сложно отдавать Ваньку, - признался позже отец. – Поэтому в контракте я прописал, что должен присутствовать на всех сценах , которые связаны с риском для жизни. Прямо там, на вышках, я привязал Ваньку и держал его за веревку. Страшно было за него, потому что конструкции очень старые. После съемок я приносил домой рабочие материалы фильма, находившиеся еще в нарезке, и как-то показал старшему – Виктору. Посмотрев нарезку, Витюшка удивился: «Ничего себе!» Так он оценил работу младшего брата, который сделал все серьезно, не паясничал, а сыграл по-настоящему. Они, конечно, гордятся друг другом. Хотя ругаются! Но все равно любят».

Когда младший сын Иван стал зарабатывать солидные гонорары, папа все еще ходил по кастингам на смотрины к режиссерам и выполнял роль личного агента своего талантливого младшего отпрыска. После пяти главных ролей на экране Иван заявил: «Иду в театральный!», и Федор только развел руками – а что тут сделаешь…

Сегодня на счету Добронравова-младшего десяток кинопроектов и пять важных кинонаград. "Я изменился, стал другим и много чего еще могу сделать. Сейчас я совсем не такой, каким был в 12 лет: щеки исчезли, я уже не такой толстый, стал выше, борода растет, уже бреюсь».

Многое с тех пор изменилось и в жизни его отца…

Твой выход, отец!

Сегодня, на шестом десятке жизни, Федора Добронравова разрывают театры, телеканалы, кинопроекты. Теребят с остервенением, чтобы получит хотя бы два дня в плотном графике артиста. Даже свой 50-летний юбилей Федор Добронравов провел на театральной сцене. Коллеги ничего не знали о празднике. Лишь сыновья, которые пришли с цветами, выдали труппе, что у отца День рождения.

Никаких торжеств «после» не было – через 15 минут Федор уже крепко спал в поезде «Москва-Киев»: простите, парни, у отца неутолимая жажда творчества, он наверстывает упущенное. «Время накладывает отпечаток на все, - говорит глава семейства. – Сейчас скорости больше, некогда сказать «здравствуйте», «спасибо». Фьють – и пролетело! Поэтому хорошо бы остаться мужчиной в этой женской профессии паясничества и клоунады!»

… Когда-то отец с сыновьями увлеченно играли в баскетбол – сегодня некогда. Тогда, пять лет назад, у них были родительские субботы – удивительный моменты семейного счастья, когда все Добронравовы играли в команде: папа Федя подавал, старший сын Витя атаковал, младший Ваня забивал. Сегодня у каждого – сольная партия.

«мы понимаем друг друга с полувзгляда»

Добронравовы – удивительная семья талантливых людей. Все известны и востребованы, любимы зрителями. Многое в этой семье значит мама. Скромная Ирина задушила свои хореографические надежды штампом в паспорте и стала обычной домохозяйкой. Супы, котлеты, винегреты, ведь в доме три мужика со здоровым аппетитом и амбициями. Кто-то должен быть им уютным тылом. От прессы Ирина прячется. Меньше видят – крепче дом.

«Мы, конечно, сила – уверен старший сын. – Потому что в семье полный контакт. Если играем во всякие актерские игры где-нибудь на отдыхе или дома по вечерам, то нашу команду никто не может победить, потому что это в принципе не возможно. Мы понимаем друг друга даже не с полуслова, а с полужеста, со взгляда. На уровне космоса». В этом – их сила!

Благодарим Екатерину Звездину за подготовку печатной версии проекта

Поделиться: